План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2022/2023 учебный год
1.Заседание школьного методического объединения по теме"Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» 29.03.2022
- Что входит в понятие функциональная грамотность?
- Виды функциональной грамотности:
1) Креативное мышление
2) Читательская грамотность
3) Математическая грамотность
4) Естественнонаучная грамотность
5) Финансовая грамотность
6) Глобальные компетенции
3. Практическая работа в группах. Знакомство с заданиями по формированию ФГ.
4. Как работать с электронным банком заданий.
Выступали: Голованова Н.Н., Матвеюк О.А., Тихомирова М.Б., Белик Н.А.
Решение:
1) Продолжать формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.
2) Проведение диагностических работ в целях оценки уровня функциональной грамотности обучающихся 8-9 классах по различным направлениям: естественнонаучной, читательской и математической.
2.Заседание школьного методического объединения по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как условие достижения требований ФГОС»
08 апреля 2022 года было проведено заседание методического объединения по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как условие достижения требований ФГОС». На мероприятии рассматривались вопросы формирования и оценки функциональной грамотности школьников как условие достижения требований ФГОС. С подходами к формированию ФГ ознакомила Матвеюк О.А. Учителя начальных классов Муралова И.М. и Елизарова Е.А. показали приемы, используемые в работе по формированию ФГ. Педагоги не только продемонстрировали умение и профессионализм, но и смелость, представив свой педагогический стиль, раскрыв секреты своего мастерства.
- читательской Штогрина Т.Г.,
- математической Матвеюк О.А.
- естественнонаучной Голованова Н.Н.
- финансовой грамотности Тихомирова М.Б.Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Но знание приемов педагогической техники учителем не будут иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе. При формировании функциональной грамотности обучающихся учителям это надо помнить. Общим решением педагогического совета было принято:
- активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности;
- использовать на уроках банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности;
- организовать обучающие семинары по развитию читательской, математической и естесвеннонаучной грамотности школьников;
- в рамках предметных недель провести открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность.
16 февраля 2022 года в школе состоялся педагогический совет по теме «Формирование функциональной грамотности участников образовательной деятельности в условиях новой реальности»
В результате совместного обсуждения учителя разработали интересные предложения по формированию функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по шести направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Обучающиеся нашей школы активно участвуют в выполнении заданий, по разным направлениям, функциональной грамотности на образовательной платформе Российской электронной школы (РЭШ).
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность– способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность– знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции.Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Материалы по функциональной грамотности
Методические материалы для педагогов
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов.pdf (2 740 КБ)
- Практические рекомендации для учителей.pdf (6 831 КБ)
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)