Функциональная грамотность

 План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2022/2023 учебный год

Приказ о составе рабочей группы по организации работы по развитию функциональной грамотности (состав рабочей группы, положение о рабочей группе)

 


 1.Заседание школьного методического объединения по теме"Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»   29.03.2022

  1. Что входит в понятие функциональная грамотность?
  2. Виды функциональной грамотности:
    1) Креативное мышление
    2) Читательская грамотность
    3) Математическая грамотность
    4) Естественнонаучная грамотность
    5) Финансовая грамотность
    6) Глобальные компетенции
    3. Практическая работа в группах. Знакомство с заданиями по формированию ФГ.
    4. Как работать с электронным банком заданий.

Выступали: Голованова Н.Н., Матвеюк О.А., Тихомирова М.Б., Белик Н.А.

 Решение:

1) Продолжать формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.
2) Проведение диагностических работ в целях оценки уровня функциональной грамотности обучающихся 8-9 классах по различным направлениям: естественнонаучной, читательской и математической.

 

2.Заседание школьного методического объединения по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как условие достижения требований ФГОС»

08 апреля 2022 года было проведено заседание методического объединения по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как условие достижения требований ФГОС».  На мероприятии рассматривались вопросы формирования и оценки функциональной грамотности школьников как условие достижения требований ФГОС. С подходами к формированию ФГ ознакомила Матвеюк О.А. Учителя начальных классов Муралова И.М. и Елизарова Е.А. показали приемы, используемые в работе по формированию ФГ. Педагоги не только продемонстрировали умение и профессионализм, но и смелость, представив свой педагогический стиль, раскрыв секреты своего мастерства.

 

Педагогический совет «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации ФГОС» 

24.11.2021Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей. Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности. 24 ноября 2021 года состоялся Педагогический совет по теме «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации ФГОС». Были заслушаны доклады директора Головановой Н.Н. и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Матвеюк О.А. В ходе работы педсовета были заслушаны доклады педагогов по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся:

-  читательской Штогрина Т.Г.,

-  математической Матвеюк О.А.

-  естественнонаучной Голованова Н.Н.

              - финансовой грамотности Тихомирова М.Б.

Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Но знание приемов педагогической техники учителем не будут иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе. При формировании функциональной грамотности обучающихся учителям это надо помнить. Общим решением педагогического совета было принято: 

 - активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности;

- использовать на уроках банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности;

- организовать обучающие семинары по развитию читательской, математической и естесвеннонаучной грамотности школьников;

- в рамках предметных недель провести открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность.

 

16 февраля 2022 года в школе состоялся педагогический совет по теме «Формирование функциональной грамотности участников образовательной деятельности в условиях новой реальности»

В результате совместного обсуждения учителя разработали интересные предложения по формированию функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по шести направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

 


   

Обучающиеся нашей школы активно участвуют в выполнении заданий, по разным направлениям, функциональной грамотности на образовательной платформе Российской электронной школы (РЭШ). 

f722eb245460cdfd5202a8aebf3e05cd.jpg   a4b463db8e303edb635345a26952b479.jpg

Что такое функциональная грамотность?

        Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

         Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность– способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность– знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции.Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

 https://fg.resh.edu.ru/

 https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

 Материалы по функциональной грамотности

 

Методические материалы для педагогов

 

 

Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)

Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания

Национальные и международные исследования качества

Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022